Крепёж в Орле8(4862)36-91-69

8(919)202-44-54

Канат

Канат стальной: разновидности и классификация

   Одной из составляющих такелажных механизмов является стальной канат или трос. Он совмещает в себе гибкость проволоки и прочность арматуры. Применяются канаты во всех сферах строительства, в морских, автомобильных и авиационных перевозках как элемент перемещения грузов, конструкций, а также их фиксации на транспортируемых площадках, платформах, палубах, грузовых и транспортных отсеках.
Технические характеристики и физико-механические свойства стальных тросов находятся в прямой зависимости от качества применяемых материалов, задействованных в их изготовлении. Главным компонентом в перечне этих материалов выступает катанка. Именно ее свойства задают основные параметры прочностных, климатических, деформационных характеристик канатов.

Классификации стальных канатов

   Различают несколько классификаций проволочных тросов, которые отображают их конструктивнее особенности. Одной из основных является классификация по количеству силовых жил и их расположению друг относительно друга, согласно которой канаты разбиты на такие виды:
• 1-о прядные;
• 3-х прядные;
• 5-и прядные с сердечником;
• 6-и прядные с сердечником;
• 8-и прядные с сердечником;
• 18-и прядные с сердечником;
• 3-х слойные закрытой конфигурации (2-а слоя из проволоки с клиновидным сечением и 1-м слоем, который формирует Z-образная проволока) с сердечником марки ТК.
   Все пряди состоят из проволоки равного диаметра и одинаковой конфигурации сечения (исключая закрытые или сложные конструкции). При укладке прядей соблюдается правило, что пряди из проволоки меньшего диаметра находятся внутри каната и по мере увеличения размера сечения они распределяются в сторону поверхности.

По конструкции изготовления стальные канаты могут быть:

     • спиральные одинарной свивки, состоящие из 1-й, 2-х и 3-х прослоек проволоки, спирали имеют концентрическую форму свертывания. Когда наружный слой состоит из проволоки фасонной марки, то канат называют закрытым или полузакрытым. Однослойные канаты являются элементами более сложных по конструкции тросов и называются прядями;
     • канаты, в конструкции которых задействовано более 6-и прядей, которые формируют единый слой, называют тросами двойного скручивания. Канаты с множественными свивками, которые участвуют в конструкции тросов более высшего класса, именуются стренгами.
     • тросами, свернутыми из стренг и называемыми канаты тройной завивки.
Канаты одинарной свивки различаются по видам соприкосновения проволок между собой, из которых изготовляют пряди, на отдельные подклассы, а именно на тросы:
     • с касанием в точечном порядке типа ТК. Процесс изготовления таких прядей разбит на несколько технологических этапов, в зависимости от количества прослоек. Метод скручивания с точечным касанием повышает износоустойчивость каната;
     • с касанием по линейной плоскости типа ЛК. Изготавливаются в один технологический прогон и имеют лучшие прочностные характеристики в сравнении с тросами, изготовленными по точечной технологии;
     • с соединенным в одно целое точечным и линейным касанием типа ТЛК-О. Это тот же канат с линейным касанием, но только сердечник заменен на 7-ми проволочную прядь, что позволяет снизить коэффициент вращения самого троса.
Также стальные канаты классифицируют по таким показателям как:
     • по методу скручивания на нераскручивающиеся (Н) и на раскручивающиеся (Р);
     • по коэффициенту сбалансированности на рихтованные (Р) и на нерихтованные;
     • по направлению завивки спиралей на правые и левые;
     • по соотношению направлений витков стренг и прядей в тросе на крестовые и односторонние;
     • по применяемости относительно переносимого груза на грузолюдские марок В и ВК, а также исключительно на грузовые марки Г;
     • по применимой в изготовлении погрешеости на нормальные и повышенной точности технологии производства